Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)

Термины  СЭЗ — «санитарно-эпидемиологическое заключение» и ГЗ – «гигиеническое заключение» обозначают наименования ранее выдававшихся Роспотребнадзором документов. Наличие СЭЗ рассматривалось как юридическое подтверждение соответствия характеристик сертифицированной продукции требованиям гигиенических нормативов и действующих на территории России СанПиН.

Указанные документы выдавались после проведения соответствующих лабораторных испытаний и анализа предоставленного заявителем пакета документов.

Сроки, на которые выдавался указанный документ, составляли от одного до пяти лет. А именно:

  • На лом цветных и чёрных металлов, а равно на партию товара, представляющего собой опытную партию – до одного года;
  • На остальные виды товаров – 5 (пять) лет;
  • На проектную документацию – на весь период действия указанной документации;
  • На работы, проводимые с использованием источников ионизирующего излучения, — пять лет;
  • На проводимые работы и оказываемые услуги – бессрочно. За исключением работ, поименованных в предыдущем пункте.

До отмены СЭЗ (ГЗ) в России они выдавались трёх видов:

  1. на производство;
  2. на документацию (как нормативную, так и производственную);
  3. на продукцию.

Оформление санитарно-эпидемиологического заключения

К законодательным и нормативным актам, которыми определялись процедуры оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, относились:

  1. датированный 30.03.99 и последний раз корректировавшийся 28.09.10 закон РФ с регистрационным № 52-ФЗ;
  2. датированный 26.12.08 и последний раз корректировавшийся 07.02.11 закон РФ с регистрационным № 294-ФЗ;
  3. постановления № 569 и № 322 (принятые правительством РФ 15.09.95 и 30.06.04 соответственно). Последние изменения в тексты указанных документов вносились 21.04.10 и 24.03.11;
  4. приказом № 224, который Роспотребнадзор издал 19.07.07 (с изменениями на 12.08.10). В приложениях к этому приказу были приведены последовательность проведения лабораторных испытаний (приложение № 1) и выдачи СЭЗ (приложение № 2). В третьем приложении приведена форма реестра выданных СЭЗ (ГЗ).

Согласно первому приложению санитарно-эпидемиологическая экспертиза должна была осуществляться в 3 этапа:

  1. экспертиза документов, которые предоставил заявитель;
  2. лабораторные и инструментальные исследования и испытания;
  3. обследование объекта (если проводится экспертиза указанного объекта).

Пункт шестой второго приложения к приказу № 224 определяет, что СЭЗ подтверждает соответствие сертифицируемого объекта, предназначенного в последующем для организации деятельности по одному из нижеприведённых видов, требованиям действующих СанПиН:

  1. медицинская и фармацевтическая деятельность;
  2. производство лекарственных средств;
  3. деятельность, связанная с применением возбудителей (так или иначе) инфекционных заболеваний;
  4. оборот и производство алкогольной или спиртосодержащей продукции и этилового спирта;
  5. деятельность. связанная с отходами, относимыми по классу опасности к I –IV;
  6. деятельность, связанная с применением источников (так или иначе) ионизирующего излучения;
  7. образовательная деятельность.

Вступившее  с 01.07.10 в законную силу соглашение ТС по санитарным мерам, датированное 11.12.09 определило, что выдача СЭЗ и ГЗ прекращается с указанной даты. Вместо вышепоименованных документов теперь оформляются новые, получившие наименования СГР (свидетельство о государственной регистрации) ТС и экспертного заключения (ЭЗ).

Свидетельство выдаётся на товары, включённые во II раздел «Единого перечня…», а заключение — на товары, включённые в I раздел.

Все выданные до 01.07.10 СЭЗ сохраняли свою юридическую силу до момента истечения срока их действия. Но, в любом случае, 01.01.12 все они утратили юридическую легитимность. Основание – решение № 299 КТС, которое было датировано 28.05.10. А конкретно, пункт 31 «Положения…», которое было утверждено этим решением.