Таможенный контроль, в обязательном порядке включающий в себя досмотр, опрос, проверку и анализ сопроводительной документации и т.д. препятствует ввозу на таможенную территорию товаров, не соответствующих российским критериям качества и безопасности или запрещенных к ввозу (транзиту). Как обязательный элемент транспортной логистики, сертификация груза представляет собой завершающий этап таможенной очистки товара, необходимый для подтверждения его безопасности:
и т.д. Если сертификация груза по закону не обязательна, в таможенные органы должно быть представлено подтверждающее этот факт отказное письмо. Именно этот документ позволяет устранить противоречия двух товарных номенклатур – Общероссийского классификатора продукции, устанавливающего объекты оценки соответствия внутри страны, и ТН ВЭД, в соответствии с которой проводится сертификация груза, ввозимого из-за рубежа. В остальных случаях таможенное оформление не будет завершено в отсутствие всех предусмотренных законом документов: сертификатов, деклараций, свидетельств, протоколов и т.д. При этом добровольная сертификация груза для таможенных органов значения не имеет.
В большинстве случаев сертификация груза на соответствие его качества и безопасности актуальным для страны ввоза стандартам – завершающий этап оформления, фактически подтверждающий наличие всех разрешительных документов первого уровня:
По Единой форме ТС проводится сертификация груза, перемещаемого в пределах границ государств-участников и входящего в соответствующий перечень, утвержденный КТС (№319, июль2010г.): отопительных и нагревательных приборов (бытовых), работающих на газе; сельхозтехники, средств индивидуальной защиты; спецобуви и спецодежды.
В остальных случаях сертификация груза проводится по форме, установленной подтверждаемым перемещаемой продукцией стандартом (ГОСТ Р, ISO 9000; 14000, OHSAS 18001, ХАССП и др.).